Авиапромышленность

Материалы производства самолетов

Современный самолет собран из многочисленных деталей и узлов, которые изготовлены из различных материалов, металлических и неметаллических. В авиации применяются почти все известные металлы периодической системы элементов Д.И. Менделеева: черные металлы (стали), цветные металлы (алюминий, титан, медь, серебро, золото, платина и др.). Металлы добываются из недр Земли в виде руды; они используются в чистом виде и в виде сплавов (в основном) с нужными для данной детали свойствами. В последнее время были созданы многие искусственные материалы http://samolet.fr/.

Алюминий и его сплавы как легкие, дешевые материалы широко используются в авиации, они вытеснили применявшиеся ранее дерево и ткани. Чистый алюминий — мягкий металл и для прочностных конструкций не применяется, а его сплавы с медью, цинком и другими присадками используются очень широко. Из этих сплавов делается каркас — силовой скелет самолета. Масса деталей из алюминиевых сплавов составляет 65…75% от общей массы конструкции самолета. Наиболее распространенный алюминиевый сплав называется дюралюминий (или дюралюмин) или сокращенно «дюраль», от названия немецкой фирмы, первой выпустившей этот сплав; „дюр» — твердый, крепкий.

Каркас самолета, крыло, фюзеляж, оперение и другие части, как правило, состоят из тонкой обшивки (листов) и внутреннего подкрепляющего набора (шпангоутов, стрингеров, бимсов), изготовленных из различных алюминиевых сплавов. Каркас самолета воспринимает нагрузки, возникающие в полете от аэродинамических сил. Поэтому к этим сплавам предъявляются специальные требования. Вот некоторые из них:

сплав должен обладать высокой прочностью и в то же время хорошей пластичностью, чтобы не давать трещин при эксплуатации самолета, а также при изготовлении самих деталей;

сплав должен быть стоек к химическим и атмосферным воздействиям;

сплав должен производиться промышленностью в виде проката (листов, плит, различных профилей, труб).

Читайте также:  Аэродромный цех и летно-испытательная база

Алюминий производят из руды электролизом в специальных ваннах. При получении алюминия расходуется большое количество электрической энергии.