Авиапромышленность

Авиационные заводы

Развитие авиационной техники привело к появлению специализированных авиационных заводов. Первые самолеты изготавливали кустарным способом в плохо приспособленных помещениях с применением простого инструмента. Так, для выкатки своего самолета из помещения, где он собирался, молодому авиаконструктору А.Н. Туполеву пришлось проломить стену. Авиаконструктор А.С. Яковлев свои работы начинал в кроватной мастерской. Вначале много трудностей было у всех авиаконструкторов, но они были оптимистами, большими энтузиастами, хотели видеть свое детище как можно скорее. Это помогало им преодолевать все трудности.

Первые русские тяжелые самолеты „Русский витязь», „Илья Муромец» строились на вагонном заводе (Русско-Балтийском вагонном заводе). Здесь использовался накопленный машиностроительный потенциал.

За короткий исторический срок картина резко изменилась. Сейчас наша страна располагает мощной авиационной промышленностью, имеющей много заводов, специализирующихся на выпуске различных самолетов: тяжелых, легких, специальных.

Человеку, не осведомленному и первый раз попавшему на завод, многое сразу кажется непонятным. Как из массы деталей: гибких, тонких листов, профилей, прутков получается сложный и красивый самолет.

Чтобы сделать самолет, нужно многое. Нужна научно-конструкторская база, которую представляют, как правило, подразделения ОКБ, разрабатывающие конструкторскую документацию. Необходимо сырье, материалы, полуфабрикаты в виде листов, профилей. Это делают металлургические заводы. Нужно оборудование, приборы, радиотехнические средства — это производят специализированные заводы авиационной и других отраслей промышленности. Нужны двигатели, их производят двигателестроительные заводы. И, наконец, необходим аэродром для проведения заводских летных испытаний только что собранного самолета. Все это и многое другое должен иметь современный авиационный завод. То, что производится на заводе, называется объектом производства. Объект производства определяет профиль специализации завода, его мощность, состав оборудования, производственные площади, необходимые энергоисточники и другие особенности.

Самолет по сравнению с другими объектами производства машиностроения обладает рядом специфических особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

Читайте также:  В воздушной гавани Кишинева идет строительство 2-й ВПП

1. Большая номенклатура деталей планера. Число деталей, из которых состоит самолет, достигает сотен тысяч и более. Для легких самолетов эта цифра может быть несколько меньше, для тяжелых — значительно больше.

2. Большая номенклатура используемых материалов. Это и черные, и цветные металлы, пластмассы и многие другие материалы. Для различных материалов необходимо создавать различные технологические процессы обработки, в которых учитываются особенности этих материалов.