Система управления самолета

Комплекс устройств, обеспечивающих процесс управления самолетом в воздухе, называется системой управления. В комплекс управления рулем высоты, рулем направления и элеронами входят командные посты управления, устанавливаемые в кабине пилота; система проводки от кабины к рулям и элеронам, а также ряд автоматических систем и устройств, облегчающих для летчика процесс управления. Пример кинематики проводки управления нескоростного самолета показан на рисунке.

Элероны — рулевые поверхности, составляющие подвижные элементы крыла, — предназначены для балансировки и управления самолетом относительно оси ОХ. Рули направления также являются рулевыми поверхностями — составляющими вертикального и горизонтального оперений, которые служат для поворота самолета относительно оси ОУ и OZ.

Управляемость самолета — это его способность отвечать на отклонения рычагов управления соответствующими изменениями параметров полета и перемещения в пространстве.

Системы управления бывают неавтоматические, полуавтоматические и автоматические. Неавтоматическая система управления — это система, при которой управление производится мускульной силой пилота. Полуавтоматическая система отличается от неавтоматической наличием в ней специальных устройств (бустеров, демпферов и др.), которые помогают летчику в управлении, обеспечивая требуемые характеристики управляемости. Автоматическая система управления — это система, при которой управление производится автоматическими устройствами. Роль пилота заключается в наблюдении и корректировке их работы.

Управление самолетом относительно его осей обеспечивается двумя независимыми системами проводки ручного и ножного управления. Составными частями системы управления являются командные посты управления, устанавливаемые в кабине экипажа (ручки 1, штурвалы, педали 6), а также элементы их крепления в кабине. Командный пост ручного управления состоит из ручки 1 (или штурвала) с колонкой. Ручка управления — это рычаг, имеющий две степени свободы, с шарнирным закреплением, позволяющим отклоняться вперед — назад при управлении рулем высоты и вправо-влево — при управлении элеронами. На тяжелых самолетах вместо ручки устанавливают штурвал с колонкой. Колонка со штурвалом отклоняется только вперед-назад для управления рулем высоты. Элероны отклоняются в разные стороны вращением штурвала.

Командные посты ножного управления — это рычажно-качающиеся механизмы, на которых закреплены педали ножного управления 6. Проводка управления связывает командные посты с органами управления (рулями, элеронами, элевонами). Конструкция проводки 6 может быть гибкой (тросовой) или жесткой (трубчатые тяги), или смешанной конструкции.

Читайте так же:


Самолет в аренду

Самолет в аренду

Последние публикации