Конструкция самолета

Конструкция оперения самолета

Оперение как конструктивная часть планера служит для обеспечения устойчивости и управляемости самолета. Оперение самолета состоит из горизонтального и вертикального оперений. Горизонтальное оперение в основном обеспечивает продольные устойчивость и управляемость самолета, а вертикальное — путевые. Иногда горизонтальное оперение используется для поперечного управления, тогда правая и левая его плоскости должны иметь возможность отклоняться в разные стороны. Вертикальное оперение обычно состоит из киля (или килей) и руля направления, горизонтальное — из стабилизатора и руля высоты.

Конструктивные решения оперения для дозвуковых и сверхзвуковых самолетов. На сверхзвуковых самолетах горизонтальное оперение, как правило, выполняют цельноповоротным, в виде управляемого стабилизатора без рулей. Реже применяется цельноповоротное вертикальное оперение — управляемый киль. Вертикальное оперение бывает одно- и многокилевое. На самолетах, спроектированных по схеме „утка», горизонтальное оперение выносится вперед крыла. При таком размещении горизонтальное оперение находится в невозмущенном потоке и эффективность его работы увеличивается. Пример схемы самолета „утка» показан на рисунке.

Конструктивно оперение аналогично крылу: оно состоит из обшивки и каркаса. Каркас, в свою очередь, состоит из лонжеронов, нервюр и стрингеров. Оперение в полете создает подъемную и боковую аэродинамические силы, используемые для балансировки самолета и управления его траекторией.

Рули (РВ, РН) крепятся шарнирно за задние лонжероны стабилизатора и киля соответственно. Конструктивно они тоже аналогичны крылу, но, как правило, имеют только один лонжерон, а в хвостовой части вместо нервюр нередко используется заполнитель из легких материалов или бумажных или металлических сот с подкрепляющим металлическим набором. На рулях могут устанавливаться триммеры, флетнеры — небольшие рулевые поверхности в хвостовой части руля, служащие для уменьшения нагрузки на рычагах управления.

Читайте также:  Система управления самолета