В сентябре в Москве прошла ежегодная выставка деловой авиации. На смену JetExpo пришла RUBAE. Мы, как журналисты, особенно оценили грамотно составленную деловую программу мероприятия. Обилие спикеров, отличный контент и возможность общаться с экспертами рынка, безусловно, украсили RUBAE, и есть надежда, что новый формат уже в следующем году даст организаторам существенные дивиденды, прежде всего в виде новых экспонентов. Все без исключения компании отметили, что рады вновь участвовать в выставке, несмотря на достаточно сложный экономический, да и политический период. Так, производители в кулуарах рассказывали, что практически не почувствовали ослабления интереса к воздушным судам со стороны российских заказчиков. Коррекция по типам, конечно же, ощущается и на передний план выходят суперсредний и средний классы. Но и у «ультрадальних гуру» все в порядке. Так в Dassault говорят о первых заказах на Falcon 6X, у Gulfstream о хороших продажах G500 и «сильном интересе» к G600, а канадские коллеги о будущем триумфе Global 7500/6500/5500 в нашем регионе. В целом оценка нашего рынка весьма оптимистична.
Нам еще только предстоит многочасовая расшифровка многочисленного контента, но уже сейчас ясно – главные российские «смотрины» рынка деловой авиации действительно преобразились и стали более зрелыми. У организаторов есть ровно год, что бы бренд RUBAE стал синонимом «выставка мирового класса». Мы уверены, что все получится.
Ну что же, пройдемся по выставке. В этом году Gulfstream Aerospace впервые показал российской публике свой новый флагман G500. До этого момента самолет был представлен в России узкому кругу потенциальных клиентов летом этого года. Теперь же с лайнером смогли ознакомиться все желающие. Как ранее сообщал BizavNews, поставки новейшего бизнес-джета Gulfstream G500 российским заказчикам начнутся уже в 2019 году. На следующий год запланированы, как минимум, четыре поставки, которые начнутся уже в первом квартале будущего года. Параллельно начались работы по сертификации нового самолета в РФ. Ну и конечно же на статике демонстрировались два флагмана в своих сегментах – G280 и G650ER.
Канадский Bombardier привез в Москву сразу три самолета – Challenger 650 и Challenger 350, а также Global 5000. Параллельно компания презентовала свои новые проекты: Global 5500/6500 и Global 7500, поставки которого стартуют уже в этом году. «Мы рассматриваем Россию как ключевой рынок для будущего роста. Наибольший интерес покупателей отмечается в сегментах средних и больших бизнес-джетов. Мы уверены, что модельный ряд Bombardier, в особенности самолеты семейства Challenger и Global, наиболее полно отвечает запросам российского рынка. Помимо того, что мы предлагаем превосходные самолеты, мы усилили нашу сервисную сеть в регионе, что обеспечивает высокий уровень поддержки наших клиентов», — комментируют в Bombardier.
Embraer как всегда принял активное участие в московской выставке и впервые продемонстрировал российской публике обновленную версию популярного бизнес-джета Phenom 300 с литерой «Е» или Enhanced. Вторым самолетом стал Legacy 500, который уже пришелся по вкусу российским заказчикам. «Я не хотел бы раскрывать цифры, так это является коммерческой тайной, но результаты прошлого года стали впечатляющими. Мы видим, что, несмотря на сложные экономические реалии, наши клиенты по-прежнему полны оптимизма и выбирают самолеты Embraer. Сейчас на постсоветском пространстве эксплуатируется более 50 бизнес-джетов Embraer с 25% долей рынка своем классе. Большая часть машин из этого парка – популярные Legacy 600/650», — прокомментировал главой представительства компании в РФ Николай Головизнин.
Французский Dassault не изменил традициям и показал гостям выставки новейший Falcon 8X и Falcon 900LX, а также представил принципиально новый проект 6Х. Согласно данным компании, за последние два года Dassault поставил на рынок постсоветского пространства более 25 самолетов Falcon 7X/8Х. Так, в настоящее время на Россию приходится 10% всех поставок. В компании подчеркивают, что 2018 год был «очень хорошим» для Dassault в России, однако не комментируют количество заказов и поставок в цифрах, ссылаясь на конфиденциальность. По итогам 2018 года производитель планирует передать заказчиком по всему миру 40 воздушных судов, что соответствует прогнозу, сделанному в начале года. (http://bizavnews.ru/230/20348)
Дебютант выставки COMLUX продемонстрировал бизнес-джет SSJ100 VIP (SBJ). Этот уникальный самолет привлекает много внимания среди потенциальных заказчиков в РФ и СНГ. Борт доступен для чартеров и вмещает в себя до 19 пассажиров. Компоновка более подходит для корпоративных перелетов: клуб на четыре места (club four), диван в передней части салона и во втором салоне кресла первого класса, изготовленные по индивидуальному дизайну. В компании подчеркивают, что это первый самолет данного типа, который прошел сертификацию EASA. В компании вообще очень позитивно оценили итоги работы в Москве, заявив, что обязательно вернуться сюда через год (http://bizavnews.ru/231/20315)
Еще одним представителем отечественного авиапрома стал SSJ компании «РусДжет». «РусДжет» эксплуатирует самолет с августа 2015 года. За это время лайнер выполнил 600 рейсов по всему миру, проведя в воздухе под флагом компании свыше 1700 часов. (http://bizavnews.ru/231/20310)
Кстати, именно на RUBAE АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) рассказали о начале работ по выпуску бизнес-версии Sukhoi Superjet 100, которая смогла бы преодолеть расстояние свыше 7000 км. В настоящее время сертифицирована версия с шестью дополнительными топливными баками, рассчитанная на перевозку 18 пассажиров и 300 кг багажа. В 2019 году компания планирует сертифицировать самолет с восемью дополнительными топливными баками, что позволит лайнеру совершать полеты на расстояния 7200 км (18 пассажиров и 300 кг багажа).
Посетители RUBAE увидели еще один интересный джет. Российская компания Jet Travel Club пополнила свой флот первым в России и Европе модернизированным самолетом Cessna CitationJet 525, оснащенным аэродинамическими законцовками крыла и «стеклянной» кабиной. Самолет с бортовым № RA-67428 был представлен гостям и участникам выставки. Модернизация воздушного судна стала результатом плодотворного сотрудничества Jet Travel Club с американской Tamarack Aerospace Group. (http://bizavnews.ru/231/20302)
И еще об американцах. Jet Transfer (официальный представитель Beechcraft в России) в рамках выставки RUBAE 2018 представила турбовинтовой двухмоторный самолет King Air 350i. Все три дня самолет демонстрировался в основном зале экспозиции во «Внуково-3». «Выставка RUBAE для нашей компании – это одно из важнейших событий года. Здесь мы демонстрируем достижения, делимся нашим видением будущего, общаемся с коллегами, устанавливаем новые контакты. Это прекрасная площадка для развития», — прокомментировал генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов. «На данный момент, договоренности, достигнутые в сентябре прошлого года, уже воплотились в реальные проекты. Большинство из них уже работает на благо клиентов, оставшиеся же будут запущены до конца года».
Во второй день выставки Jet Transfer и NAJET подписали Меморандум о сотрудничестве и развитии. Как прокомментировали BizavNews Александр Евдокимов и Михаил Титов (глава NAJET), в рамках программы по созданию национальной системы АВИАТАКСИ в России NAJET определил в качестве основного воздушного судна в категории «турбопроп» (с дальностью не менее 3000 км и пассажирской загрузкой до 8 пассажирских мест в VIP конфигурации сертифицированный для эксплуатации в России) Beechcraft King Air 350i, производимый компанией Textron Aviation.
Exclases Holdings Ltd., эксклюзивный дистрибьютор вертолетов AgustaWestland в России и странах СНГ представил бестселлер AW139, отметив устойчивый спрос среди российских заказчиков.
И в заключение «статического обзора» стоит отметить, что эстонский деловой оператор Fort Aero, входящий в состав одноименного авиационного холдинга, представил на RUBAE свой новый проект — модернизированный бизнес-джет Falcon 2000 Classic. А Piaggio Aerospace показал гостям выставки самолет-лабораторию – Piaggio P.180 Avanti II (RA-01520) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», используемый филиалом «Аэроконтроль» и оснащенный автоматизированным комплексом летного контроля российского производства АСЛК-2005. Несмотря на нелюксовое название, самолет оборудован VIP салоном. Уникальная форма турбопропа привлекла, пожалуй, наибольшее количество гостей, и самолет стал любимым местом для многочисленных селфи.
Вернемся в павильон. В этом году здесь присутствовало много новичков. Avangard Aviation, один из лидеров на рынке чартерных перевозок в России и Европе, впервые принял участие в выставке. На стенде компании все три дня царила рабочая атмосфера, и выкроить время для общения было весьма проблематично. А чему удивляться? Лично для нас оператор один из главных ньюсмейкеров рынка, и самая динамично развивающаяся компания. (http://bizavnews.ru/231/20313)
Компания «Меридиан» – традиционный участник выставки. В этом году у компании очень много информационных поводов (http://bizavnews.ru/231/20311). Перед выставкой стало известно, что «Меридиан» получила эксплуатационные спецификации на воздушное судно Airbus A320, зарегистрированное на Бермудах и предназначенное для выполнения корпоративных перевозок.
Наши старинные друзья из Satcom Direct (SD) – завсегдатаи мероприятия. На стенде компании демонстрировались передовые решения в области услуг и оборудования для связи в деловой авиации. «Рынок России и СНГ был и остается одним из ключевых для компании. Здесь весьма требовательные клиенты и спрос на качественные услуги связи постоянно растет. SD предоставляет именно такой уровень сервиса, постоянно внедряя новые разработки и обеспечивая высококлассную техническую поддержку клиентам в этом регионе и по всему миру», — говорит Евгений Пашков, Директор по развитию бизнеса в России и СНГ.
Еще одни новички RUBAE – Milano Prime представили проект Malpensa Prime (http://bizavnews.ru/229/20333), а чешская ABS Jets рассказала о возможностях ТОиР для российских клиентов (http://bizavnews.ru/231/20280)
Представители Регистра Воздушных Судов Республики Сан-Марино (SMAR) посетили RUBAE в качестве соинвесторов выставки EXPO. SMAR позиционирует себя как регистр воздушных судов с наилучшими показателями деятельности как в области корпоративных, так и коммерческих воздушных перевозок. Цель регистра – придерживаться высоких стандартов для безопасной эксплуатации зарегистрированных воздушных судов по всему миру, соответствовать ожиданиям владельцев/операторов воздушных судов и превосходить их, а также предлагать клиентам надежное обслуживание на любом отрезке пути. Их коллеги из Авиационного регистра Арубы рассказали о преимуществах регистрации «в зоне Р4».
А вот о деловой части хотелось бы рассказать подробнее, но это будет уже другой материал. Продолжение следует…